ВИЛЮШКИ

вилюшка

Корень: -вил-; суффикс: -юшк; окончание: .

Произношение Править

    : ед. ч. [ vʲɪˈlʲuʂkə ], мн. ч. [ vʲɪˈlʲuʂkʲɪ ]

Семантические свойства Править

Значение Править

    загибающаяся очередь ◆ Задолго до его появления люди собирали всю домашнюю вонь в вёдра и стекались к дороге, где выстраивались в очередь длинной вилюшкой. // «Тамбовская жизнь», 24 марта 2004 Использованы материалы проекта «Языки русских городов» ◆ Вместо четырёх касс работало две, и у каждой из них выстроились очереди в три вилюшки . // «Тамбовская жизнь», 13 апреля 2004 Использованы материалы проекта «Языки русских городов» ◆ Что такое очереди в три вилюшки в регистратуре, записи на прием через четыре недели, многие воронежцы тоже прекрасно знают. // «Молодой коммунар», 25 июня 2005 Использованы материалы проекта «Языки русских городов» ◆ Сам видел очередь в три вилюшки возле машин из Конь-Колодезя, Колыбелки — там бойко шла торговля мясом. // «Липецкая газета», 29 сентября 1999 Использованы материалы проекта «Языки русских городов» ◆ Эффект получился не только экономический, но и моральный: теперь меньше времени уходит на исполнение заказов, на ответы по запросам, а соответственно и больших очередей, как говорится, в три вилюшки , у нас нет. // «Курская правда», 20 фебраля 2003 Использованы материалы проекта «Языки русских городов» ◆ Очередь там у этих самых окошек, как в застойное голодное время за магазинными котлетами: два хвоста и три вилюшки . // «Областные вести», 4 марта 2005 Использованы материалы проекта «Языки русских городов» ( вологод. ) то же, что извилина ◆ Река вся в вилюшках . Цитата взята из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля ( вологод. ) изворот, увёртка ◆ Ты вилюшками не отделаешься. Цитата взята из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля

Синонимы Править

  1. ? , извилина , увёртка

Антонимы Править

Гиперонимы Править

Гипонимы Править

Родственные слова Править

  • существительные: вила, вилка, вилы, виляние
  • глаголы: вилять, виляться, повилять, повиливать, вильнуть

Crochet Lace of the Buges Tutorial 19 Part 1 of 2 Кайма или лента в технике брюггского кружева

Этимология Править

От глагола вилять, далее от общеслав. формы *vil- , ср: русск. вилять, вильнуть, укр. виля́ти – то же, белор. вiлiць «отклоняться от прямой дороги», возм., также чешск. vila «дурак», др.-польск. wiɫa «умалишенный». Ср. лит. vylùs «лживый», výlius «хитрость, обман», далее, лит. apvìlti «обмануть», др.-прусск. prawilts «преданный, выданный», англос. wîle, wîl «хитрость, обман». Предполагается родство с вить, вью. Сравнивает также с лит. vielóti «свертывать, развертывать», vielóju «мотаю», vielà «проволока». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

вилюшка

Эффект получился не только экономический, но и моральный: теперь меньше времени уходит на исполнение заказов, на ответы по запросам, а соответственно и больших очередей, как говорится, в три вилюшки, у нас нет. («Курская правда»; 20.02.2003)

Очередь там у этих самых окошек, как в застойное голодное время за магазинными котлетами: два хвоста и три вилюшки. («Областные вести», Волгоград; 04.03.2005)

Языки русских городов . Под ред. канд. филол. наук В. И. Беликова. . 2006 .

Смотреть что такое «вилюшка» в других словарях:

ВИЛЮШКА — вертячий. Ряз. Бран. О беспокойном, непоседливом ребёнке. ДС, 78 … Большой словарь русских поговорок

Вилюшка вертячий — Ряз. Бран. О беспокойном, непоседливом ребёнке. ДС, 78 … Большой словарь русских поговорок

ВИЛА — жен. вилка новг. б.ч. употр. вилы мн. орудие, состоящее из развилья, ·т.е. прямой рукояти с двумя и более рожнами или зубьями, вообще для приема на них чего либо и относа, укладки. В больших размерах, двуручное, орудие это зовется вилами: вилы… … Толковый словарь Даля

Фриволите — Ожерелье сделано в технике фриволите с бисером и кристаллами. Фриволите (от фр. Frivole  пустой, легкомысленный)  техника плетения ручного круже … Википедия

Кружева — текст. изделия, образуемые ажурным сплетением нитей без тканой основы. Чаще всего К. изготавливают в виде тесьмы из хлопчатобумажных, шелковых или шерстяных, золотых или серебряных нитей и используют для украшения одежды. В наст. время К.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Русские центры изготовления кружева

Достаточно долгое время кружевное плетение и сложные, тонкие рукодельные работы производились буквально считанными мастерскими, которые обслуживали великокняжеские и царские дворы, а также крупнейшие монастыри. Свидетельств широкого использования кружев в повседневном быту практически не сохранилось — прежде всего по причине эфемерности самого кружева. Тем не менее, и немногочисленные сохранившиеся образцы свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства монастырских и крепостных кружевниц. Дальнейшее бурное и повсеместное развитие кружевных промыслов опиралось, по всей видимости, на традиции и повседневные умения рукодельниц самых разных социальных слоёв.

Активный рост русских кружевных промыслов начался во второй половине XVII веке, с распространением европейской галантной моды и повышением уровня жизни, связанным с определённым подъёмом экономики Российской империи, в эпоху Екатерины Второй достигшей лидирующего положения среди государств цивилизованного мира. Кружева стали обязательным элементом одежды и быта, что предопределило и увеличение предложения на рынке, и вовлечение в кружевное ремесло значительного числа женщин. Практически в каждой губернии сложилось по несколько центров кружевного промысла, в каждом из которых были свои техники и особенности.

Со второй половины XVIII до середины XIX века кружевные промыслы переживали период яркого расцвета, изобретения новых техник, формирования различных эстетических направлений и стилей. Появление механизированных текстильных производств, а затем и изобретение способов механизированного, автоматизированного плетения кружев нивелировало стоимость кружевных работ, и с конца XIX века ручные промыслы стали угасать. К концу XX века кружевное плетение осталось уделом художниц-рукодельниц и любительниц этого вида рукоделия.

Галичское кружево (Костромская губерния)

Перевитые лентами гирлянды, изящные картуши, изгибающиеся ветви, олени, порхающие птицы — таков круг мотивов галичского кружева. В этих узорах нашел отражение стиль рококо с его прихотливыми линиями. Плотные фигуры орнамента обведены по контуру толстой шелковой сканью изысканных сочетаний зеленовато-голубого, розового, палевого, золотисто-коричневого, синего цветов.

Конец полотенца. Кон. XVIII в. Галич Костромской губернии.

Ценный раздел собрания Русского музея составляют концы полотенец рубежа XVIII и XIX вв. — кружевные прошвы и края с цветными шелковыми лентами. Они выполнены в трудоемкой многопарной технике, где одновременно плетутся и фон, и узор.

Кружево из Торжка (Тверская губерния)

Мастер класс. Вологодское кружево крючком. Урок №3. Поворот вилюшки на 90 градусов.

Узоры сцепного кружева XVIII в. обычно выкладывались плотной вилюшкой со сквозными просветами вместо фона. Таков фестончатый край с узором в виде пальметт. В нем петли вилюшки незаметно сцепляются, особым образом соединяются крючком. Отсюда и название кружева „сцепное». Прошва же — один из ранних образцов кружева, где получают развитие фоновые решетки.

Прошва. Край. Конец XVIII в. Торжок Тверской губернии

Калязинское кружево (Тверская губерния)

Кружево XIX в. из Калязина Тверской губернии имеет характерные местные особенности. Среди изгибов льняной вилюшки горят красные, желтые, синие звездочки и решетки (ил. 200). Встречаются также фигурки петухов, изображения пестрых бабочек. Калязинское кружево с его наивной пестротой и незатейливостью облика привлекает особой теплотой, ориентацией на нарядность ежедневного быта.

Конец полотенца. Кон. XVIII в. Калязин Тверской губернии

Картошка по — Корейски КАМДИЧА

Елецкое кружево (Орловская губерния)

Елецкое кружево — многопарное, сложное и трудоемкое — возникло в подражание модным иностранным образцам, распространенным в России, но со временем приобрело чисто русские черты. Образное содержание кружевных узоров раскрывается разными средствами. Часто встречаются в кружеве изображения цветов, бутонов, листьев. Растительный орнамент приобретает изящество и отточенность рисунка и особую воздушность — в елецком.

Пелерина. Фрагмент. XIX в. Орловская губерния

Оплёт носового платка. 1880-е годы. Елец Орловской губернии

Оплет носового платка 1880-х гг. из Ельца Орловской губернии отличается пышностью цветочных узоров, сложностью форм крупных соцветий с ажурными серединами, разнообразием решеток фона.

П.Г. Петрова. Скатерть. 1953. Елец Липецкой области

В 1950-е годы в Ельце начали плести и сцепное кружево. Одна из высококлассных мастериц-кружевний Ельца П.Г.Петрова в своем творчестве решала проблему использования особенностей орнамента старинных многопарных кружев в сцепном кружеве. Художница часто разрабатывала композиции круглых скатертей. Наиболее интересно раннее ее произведение, где листья и цветы венком окружают широкую кайму фона и словно отражаются в центральном круге. Эту скатерть отличает миниатюрность узоров, изящество композиции, разнообразие решеток фона.

Мастер класс. Вологодское кружево крючком. Урок №4. Соединение вилюшки в повороте четырьмя сс3н.

Нижегородское кружево

Деталь воротника. XIX в. Нижегородская губерния

Воротник из серебристого шелка, отливающего металлическим блеском, — редкостное по красоте узоров, почти невесомое кружево. Подобные изделия плели в Балахне Нижегородской губернии.
В некоторых произведениях XVIII-XIX вв. белое льняное кружево сочетается с вышивкой. Это подзоры из Новгородской губернии, верхняя часть которых украшена ажурной белой строчкой, а нижняя представляет собой зубчатый кружевной край.

Что ПРОИЗОШЛО с Артуром и Давидом! Все Серии Подряд!

Захожское кружево (Петербурская губерния)

Захожье — центр кружевоплетения в Киришском районе Ленинградской области — стало известно лишь в 1930-е гг. благодаря научным экспедициям Русского музея и работам его сотрудника К.А.Большевой. В собрании захожского кружева Русского музея хранятся выдающиеся работы деревенских мастериц 1930 — 1970-х гг.

Самые прикольные вилюшки

К.И. Мохова. Салфетка. 1938 г. Киришский район Ленинградской области

Орнамент салфетки К.И.Моховой крупные цветы с широкими лапчатыми листьями — исполнен традиционными местными приемами плетения Прозрачные узоры разреженной вилюшки слегка размыты, мягко переходят в простую решетку фона.

Любимые узоры захожских кружевниц незамысловатые цветы-«круги», листья-«лапы», «курья лапа», «медвежья лапа». В них отражена глубокая связь с миром растений и животных, с размеренным ритмом жизни деревни. Некоторые исследователи полагают, что орнаментальные узоры кружев развивались с древнейших времён, и в них сохранились традиции языческой символики, тесно связанной с окружающей средой.

Е.Д. Звездина. Подзор «Конница». 1940 г. Киришский район Ленинградской области

Подзор «Конница» Е.Д. Звездиной — вершина творческих поисков захожских мастериц, в 1930-е гг. активно работавших над новыми современными решениями кружевных узоров Это первое в советском кружевоплетении изображение человека. Фигуры всадников силуэтами выделяются на прозрачном фоне, среди ветвей деревьев и звезд. Талантливая мастерица сумела передать романтическую атмосферу дозора, раскрыла страницу героической истории страны, не утратив особой непосредственности, свойственной захожскому кружеву.

мои вилюшки

Михайловское кружево (Рязанская губерния)

В городе Михайлове Рязанской губернии издавна плетут цветное кружево. Михайловское кружево особенное, его плетут без сколков, держа в памяти число переплетений. Главными его свойствами всегда были цветовое разнообразие и ювелирность плетения.

Вилюшки. KEEP IT STREET

Вологодское кружево

Процесс создания вологодского кружева сложен и многотруден. Обычно он начинается с изготовления сколка рисунка на бумаге. Его накладывают на подушку — туго набитый валик. В определенные точки вкалываются булавки, от которых тянутся нити, намотанные на коклюшки. Быстро перекладывая деревянные палочки из одной руки в другую, кружевница переплетает нити, переставляет булавки в нужном порядке. Вологодское кружево исключительно конструктивно, в нем не может быть ни одной лишней нити.
Читайте отдельную статью на нашем сайте: Вологодское кружево

Кадниковское кружево (Вологодская губерния)

В отдаленных районах на северо-западе Кадниковского уезда Вологодской губернии плели плотное кружево с густой решеткой, с упругими завитками «кудрявой» скани. В окрестностях города Кадникова кружево было более ажурным, широким, с красивыми решетками необычного рисунка. Вполне возможно, что оно пришло в крестьянское искусство из помещичьих кружевных мастерских – девичьих, где в первой половине XIX века сотни крепостных мастериц плели тонкое кружево для белья и украшения одежды. К сожалению, такое кружево почти не сохранилось, оно исчезло вместе с «дворянскими гнездами».

Вилюшки на Инюшке

Зато крестьянское кадниковское кружево на рубахах и полотенцах, юбках и подзорах убедительно показывает, сколь мощным был пласт местной художественной культуры, кадниковское кружево – не просто разновидность вологодского кружева. Оно включает в себя целый ряд самобытных очагов, имеющих собственные традиции плетения, узоры и фактуру кружева. Именно в окрестностях города Кадникова сохранились до начала XX века уникальные орнаменты многопарного кружева, которые в других центрах уже были утрачены.

Мастер класс плетение «вилюшки»

Деталь подола женской рубахи. Кон. XIX в. Кадниковский уезд Вологодской губернии

В Русском музее Кадниковское кружево XIX — начала XX в. представлено красочными женскими юбками и подолами рубах, в которых широкие полосы многопарного кружева крупного четкого рисунка сочетаются с яркими гарусными ткаными проставками. Наряду с геометрическим орнаментом, в нем встречаются условные изображения птиц, двуглавых орлов, выделенные толстой льняной или шерстяной сканью на фоне мелкой простой решетки. Кадниковское кружево плели для членов своей семьи, а не на продажу, и оно до начала ХХ в. сохранило характер крестьянского искусства и независимость от влияний моды.

Вятское кружево

2. Плетение вилюшки, без комментариев.

Кружевной промысел в Вятке сложился под влиянием вологодских традиций и стилистики кружевоплетения. Тем не менее, в мотивах вятских кружев проследиваются свои региональные особенности. Сохраничшиеся образцы свидетельствуют о тончайшей работе вятских кружевниц, изысканность рисунков которых соперничала с орнаментами других центров кружевоплетения.

Оплёт носового платка. XIX в. Вятская губерния

Круглая скатерть «Петухи» выполнена в 1973 г. художницей из г. Кирова В.И.Смирновой. Фигурки птиц прорисованы выразительной линией, украшены рельефными элементами, дополнены пышной цветочной каймой. Произведение Смирновой — пример творческих исканий кировских кружевниц. Четкость и вместе с тем прихотливость рисунка, богатство фактуры традиционные качества кружев этого центра.

Как сделать острый угол | Плетение вилюшки

Оцените статью
Как сделать подарки и поделки своими руками