ВИТРАЖ УЗОРЫ

anton_agarkov

Каждый, кто хотя бы раз видел – в фильмах, на картинах, а может быть и в жизни – готический собор, вряд ли забудет его величественный силуэт с могучими контрфорсами и стройными башнями, уходящими в самое небо. И непременно в этом образе найдётся место прихотливым цветным лучам, освещающим внутреннее убранство храма. Свет, проходя через витражные окна, окрашивается, повинуясь прихоти художника, в самые разные цвета, а сам закрывающий окно прозрачный узор будто бы пылает, пронизанный солнечным светом. Недавно я побывал в витражной мастерской и узнал, как же делают такие произведения стекольного искусства.

Для меня съемка этого репортажа из цикла «Ремёсла» стала особенной: до сих пор я делал репортажи только о талантливых одиночках-кустарях. Но в этот раз, благодаря помощи Лейлы Аль-Нуман ( elenaleila ) мне посчастливилось посмотреть, как работает целая витражная студия «Александрия».

Мастерская разместилась в подвале столичного дома. У двери меня встретил улыбчивый мужчина — витражист Вячеслав – и повёл по узкому коридору вглубь помещения. Проход был заставлен прислонёнными к стенам готовыми витражами, переложенными картоном, листами стекла и деревянными щитами. Мой провожатый зашел в одну из комнат и пригласил меня пройти за ним. Я оказался в средних размеров комнате: два больших стола, на одном из которых лежал собранный витраж. Над узором с паяльником в руках согнулся ещё один витражист. «А мы как раз витраж паяем. Тебе это может быть интересно – смотри, снимай» — сказал мне второй мастер — Игорь.

По стенам мастерской громоздились стеллажи с разноцветными листами стекла. На верстаке, заваленном набросками, кусочками стекла и инструментами, я увидел световой стол. Под подошвами при каждом шаге скрипели и похрустывали мелкие осколки стекла.

Пока я осматривал небольшую комнату и готовил камеры, Вячеслав вернулся к работе – с паяльником в руках склонился над столом, на котором лежала почти готовая работа. Соседний стол был закрыт огромной калькой с макетом ещё одного будущего витража. «Любой витраж начинается с эскиза, — начал рассказывать Вячеслав, водя паяльником по стыкам стёкол, — Этот рисунок попадает в руки к художнику, и он превращает картинку в схему – полноразмерную кальку, на которой черными линиями отмечено положение модулей, а номерами – их цвета».

Может показаться, что всю творческую работу делает художник, а мастеру остаётся только вырезать по шаблону кусочки нужного цвета, разместить их на схеме и соединить. Но это не так. От мастера во многом зависит, насколько красивым будет готовое панно: как точно он сможет вырезать стеклянные кусочки, насколько кропотливо подобрать их форму и тонко соединить. И если вся эта работа, так или иначе механическая, то работа с цветом требует от витражиста художественного чутья и внимательности. Ему приходится работать с материалом самого разного цвета и фактуры. Зачастую стеклянные листы одной и той же марки могут разительно отличаться друг от друга. По поверхности стекла проходят прихотливые разводы, оттенки смешиваются, сменяя друг друга: красный цвет может плавно перетечь в розовый, а в завитках и волнах появятся зелёные полосы. Бывает и так, что прозрачные области сменяются непроницаемыми для света. Мастер должен почувствовать все эти нюансы и вырезать из разноцветного стеклянного листа такой кусочек, который бы идеально вписывался в общую картину.

«Этот тип витража называется Тиффани. Не знаю, откуда пошло название – может быть по имени создателя – сказал Игорь не отрываясь от работы, — Когда мы уже вырезали все стёкла, каждое из них обматывается тонкой лентой из медной фольги. Потом уже обмотанные стёкла снова собирают в узор, швы обезжиривают флюсом и спаивают. Вот и вся работа»

Кроме Тиффани есть много других видов витражей. Например, стёкла можно устанавливать и впаивать вот в такие профили-протяжки

— И давно вы занимаетесь витражами?
— Давно. Лет двадцать, наверно, ответил Игорь после короткого раздумия. — Я раньше ювелиром был. Но потом Союз рухнул, производство стало никому не нужно, и я пришел сюда». Позже я узнал, что студия «Александрия» занимается витражами уже двадцать лет, и многие мастера работают здесь с самого момента её основания.

— Сколько времени может уйти на один витраж, — спросил я мастеров, рассматривая немалых размеров чертежи и наброски.
— По-разному. Всё зависит от количества модулей: их может быть на квадратном метре четыре или два… или вообще один, а может быть и сто. А бывает, заказчик приходит, когда весь витраж уже спаян, и просит поменять пару цветов. Тогда приходится выбивать стёкла и переделывать.
— А какая работа потребовала больше всего времени?
— Люстра была, — и Вячеслав, задумавшись, широко развёл руки, показывая размеры люстры, — три панно метра по два каждое. Мы над ней три месяца работали.

Вячеслав отложил паяльник и критически осмотрел работу. «Видишь, в центре прозрачное стекло с узором? Это пескоструйная обработка – струёй песка под давлением вырезают узор. Правда, это не мы делаем, нам такие стёкла привозят». Мастер отвернулся к полке и снял с неё небольшую стеклянную чашку. Сильный запах тут же резанул ноздри. «Это кислота, — пояснил Вячеслав, — сейчас патинировать будем». С этими словами он опустил в чашку небольшую губку и провёл ей по блестящим паяным швам – они тут же потемнели. «Было новое, стало старое. У нас это очень любят», — с улыбкой сказал мастер.

Справа шов до патинирования — светлый и блестящий, а слева, блёклый и тёмный — после обработки кислотой

Вячеслав и Игорь перевернули витраж и начали спаивать швы с обратной стороны. Я посмотрел ещё немного за их работой, но вскоре решил пойти поснимать в других мастерских. В соседней комнате мастер, представившийся Дмитрием, подбирал стёкла для витража – обрезал небольшие кусочки и смотрел, как они впишутся в панно. Дмитрий, вырезая детали будущего витража, время от времени беззлобно шутил и с улыбкой давал мне советы, что и как стоит фотографировать. Мастер работал, а я всё рассматривал его руки: ловкие пальцы, исполосованные черными насечками порезов и в паре мест обмотанные обмотанные пластырем. Может быть кровное родство мастера и его работы — это нечто большее, чем просто слова?

Что такое витраж?

Термин «витраж» означает, процесс объединения различных частей цветного стекла. Витражами называют своеобразные картины, обладающие прозрачностью, имеющие рисунки, узоры.

Выполняются витражи из стекла или непосредственно на стекле. Цвет витража образуется путем добавления солей металлов в процессе производства стекла.

Витражные картины, как правило, устанавливают так чтобы проходящий сквозь них свет показывал всю его красочность. Например их устанавливают в дверных проемах, окнах либо фонарях.

С течением времени понятие витраж приобрело более широкий смысл. Сейчас витражами называют также декорирование фонарей, куполов, и особых художественных изделий.

Витражи используются не только в целях придания помещению неповторимости, но и для некоторой изоляции первых этажей от постороннего взгляда.

Какие бывают витражи?

Существует множество видов витражей, это неполный перечень разновидностей витража:

  • Мозаичный: обычно имеет геометрическое строение одинаковых по раз меру элементов;
  • Наборный: делается с помощью вырезаемых элементов из стекла;
  • Спечной (фьюзинг): изготавливается путем запекания разного цвета элементов стекла;
  • Расписной: выполняется путем расписывания стекла специальными красками;
  • Травленый: изготавливается с помощью техники травления;
  • Паечный: небольшие кусочки стекла запаиваются в свинцовую оправу, а затем спаиваются между собой;
  • Фацетный: очень прочный вид витража. Он используется для межкомнатных дверей;
  • Комбинированный: изготавливается путем сочетания нескольких видов витражей, изготовленных разными приемами;
  • Кабошон: способ дополнительного нанесения объемной вставки из прозрачного стекла;
  • Витраж с узором «Мороз»: изготавливается с помощью столярного клея и желатина;
  • Нацвет: изготавливается путем горячей обработки, когда на толстый слой стекла напаиваются более мелкие цветные элементы.

Устройство витражей

Витражи изготавливаются различными способами:

  • Классические: это самый дорогой способ, также он очень трудоемкий. Для его создания из цветных стекол вырезаются элементы картин и затем обрамляются специальной свинцовой рамкой. После этого подготовленные таким образом части картины припаиваются к другим элементам. Для создания достойного витража необходимо запастись большим количеством разнообразного цвета стеклами.
  • Витражи с добавлением деревянных контурных элементов: этот вид поражает своей оригинальностью. Используется для интерьера веранд либо на деревянных дверях. Изготавливается путем поперечного распила дерева вместе с большим количеством веток. После обработки этот распил вставляется раму и затем пустоты заполняются стеклом разного цвета.
  • Имитация витража изготовленного классическим способом: элементы цветного стекла наклеиваются на полотно прозрачного куска и между элементами прокладывается свинцово-оловянный припой.
  • Витражи с использования лака для контура: самая дешевая техника. Первоначально с помощью лака формируются специальные бортики. После их высыхания пространство между ними заливается особой краской.

Чем отличается витраж от окна?

Главное отличие окон и витражей заключается в том, что витраж может иметь большую остекленную площадь. В некоторых случаях витражи изготавливаются для имитации стены.

Вид витража, когда заполняется место высотой в один этаж называется – витрина. Изготавливается такая витрина из крепких модулей и несколько слоев стекла. Количество слоев стекол зависит от климатических условий, а также от качества среды помещения.

В некоторых случаях создаются особые проходные конструкции витражей и витрин, когда человек может пройти по пространству между двух витрин. Для этого создается специальный проем для возможности войти внутрь.

Такие конструкции могут устанавливаться начиная с первого этажа, но не ниже чем 30 сантиметров от поверхности земли. Чтобы устранить нежелательный эффект блика используются специальные средства, либо производят установку с наклоном от 10 до 15 градусов.

Смотрите также:

Много интересного о витражах на стекле своими руками.

Технология изготовления витражей – полезная информация тут http://mrokna.ru/vitrazhi/tehnologiya-izgotovleniya-vitrazhey.html

Витражи в интерьере квартире – советы специалиста смотрите здесь

Создание объектов витража требует точности и мастерства. Но в результате может получиться очень интересный объект.

Оцените статью
Как сделать подарки и поделки своими руками