ВИТРАЖНАЯ РОСПИСЬ

Витражная роспись

Витражная роспись — это процесс нанесения краски на стекло или керамику. Первые витражи зародились сотни лет назад и на протяжении всей своей истории то теряли, то вновь обретали популярность. В данной статье мы подробно расскажем о том, как зародилось и развивалось витражное искусство, а также детально опишем технологию создания витража.

История витражной росписи

Первые витражи, судя по найденным письменным источникам, появились в XII веке. Для их создания использовалась специальная краска, состоящая из смеси меди и железа со стеклом. Ее разбавляли и использовали для рисования по стеклу.

В Средние века витражная роспись была только в храмах. Яркие отблески и игра цвета погружали людей атмосферу таинственности и благоговения. Готический стиль также развивал витражное искусство-увеличение оконных проемов и создание новых круглых окон, позволило художникам по стеклу проявить всю свою фантазию и богатое воображение.

На Руси витражная роспись не пользовалась популярностью по двум причинам:

  1. Церковь запрещала рисовать библейских персонажей на стекле.
  2. Промышленность на Руси отставала от европейской.

Вскоре, витражная роспись перестала быть исключительно церковной. Эпоха Возрождения стала для витражного искусства пиком популярности. Ее заказывали для украшения светских зданий и домов зажиточных горожан.

Однако, слава витража была недолгой. Религиозные войны 16 века, а после и эпоха Просвещения повлияли на его спрос. В то время искусство стремилось к прозрачности, а витражные окна в церкви наоборот затемняли помещение. Поэтому все те немногие витражи, что остались после после военных действий уничтожили, а на их место поставили обычные стекла.

XVIII и XIX века возродили искусство витража. В России также начали им интересоваться. Однако, уровень развития промышленности до сих пор не позволял создавать витражи.

По этой причине для украшения Исаакиевского Собора в Германии был заказан витраж с образом Спасителя, который до сих пор считается одним из красивейших в мире.

В середине XIX века Император Николай I приказал построить стеклянный завод и с тех пор витражи стали создавать и в нашей стране.

В XX веке интерес к витражам снова угас. Виной тому стиль модерн, который тяготел больше к искусству панно, чем к росписи по стеклу. Однако, конец XX века возродил витраж, и он до сих пор остается одним из самых популярных видов декора.

Где используется витраж?

В современных интерьерах витраж имеет довольно широкое распространение. Это связано прежде всего с его эстетическими характеристиками.

Рассмотрим основные виды витражей в интерьере:

  1. Оконные витражи. Их история насчитывает сотни лет, однако свою популярность они до сих пор не утратили. Оконный витраж создает уникальную игру светотени, которая, меняясь в зависимости от солнечного света, придает окружающему пространству новый, неповторимый вид.
  2. Потолочные витражи-уникальный элемент в интерьере квартиры. Такие витражи придают яркий и праздничный вид, создают уют в доме.
  3. Различные витражные конструкции, например декоративное панно, являющееся в интерьере не только элементом декора, но и способом скрыть некоторые дефекты квартиры.
  4. Декоративные витражные перегородки. Такие перегородки, особенно в просторной комнате, служат отличным решением вопроса о зонировании пространства.
  5. Витражные аксессуары, такие как лампы, зеркала, ширмы заметно освежают интерьер, позволяя создать свой собственный, уникальный дизайн.

Однако, профессионально сделанные витражи стоят достаточно дорого. Что же делать, если финансовые возможности ограничены, а иметь красивое украшение все же хочется? Современная лакокрасочная промышленность предоставляет широкий ассортимент товаров для создания витражей своими руками.

Витражная роспись для начинающих

Итак, Вы решили украсить стеклянную поверхность красивым замысловатым узором. Глубоких знаний о технологии и способах создания росписи на стекле Вам не потребуется. Для создания по-настоящему красивых и ярких витражей прежде всего необходимо потренироваться, сделав две-три пробные композиции. Отметим, что с первого раза желаемого результата не получится.

Важно помнить, что для работы с витражами у Вас должен быть острый взгляд и высокая степень аккуратности. Мелкие дефекты можно удалить, однако если их накапливается слишком много, картина приобретает довольно неряшливый вид.

Далее мы поговорим о витражных красках и о том, как создать красивый рисунок на стекле в домашних условиях.

Шаг 1

Выбираем краску

Существует 2 основных вида витражных красок. Рассмотрим особенности каждой из них.

Акриловые краски отличаются тем, что помимо акриловой смолы и различных полимеров, в их состав входит вода.

Благодаря водной основе акриловые краски:

  1. быстро сохнут
  2. не имеют запаха
  3. легко ложатся на неровную поверхность, благодаря своей густой консистенции

Однако, стоит помнить, что такие «водные» краски не рекомендуется разбавлять водой по той причине, что краситель, находящийся в их составе, может лечь не ровно, а напротив, собраться на поверхности каплями и стечь в сторону.

Сольвентные краски получили свое название благодаря нефтяному сольвенту, входящему в их состав. Такие краски рекомендуется разбавлять уайт-спиритом.

Нюансы использовния сольвентных красок:

  1. Долгая сушка (от 2-3 часов до 2-3 суток).
  2. Идеально ровная поверхность для нанесения краски.
  3. токсичность. При работе с сольвентными красками рекомендуется постоянно проветривать помещение. Их пары в больших количествах вредны для человека.
  4. Игра с цветом. Растворитель (уайт-спирит) позволяет изменить цвет от глубокого и насыщенного до практически прозрачного.

Шаг 2

Работаем со стеклом

Для идеального результата работы необходимо не только правильно выбрать витражную краску, но и подготовить саму стеклянную поверхность к покраске. Сделать это несложно, достаточно обезжирить стекло любым моющим средством, а после протереть спиртом.

Далее приступаем к выбору эскиза. Каким он должен быть?

  1. Все контуры выбранного изображения должны быть замкнуты или выделены специальной контурной пастой. Иначе цвета сольются между собой и добиться желаемого результата не получится.
  2. Рисунок без мелких элементов. «Паста» для их выделения не подойдет по причине толщины наносимого ею контура, а если не выделять такие детали рисунка, то они просто-напросто «потеряются» на общей картине.

Эскиз выбран. Приступаем к его нанесению на стеклянную поверхность. Для этого мы берем толстую непрозрачную ткань, кладем на нее желаемый рисунок и накрываем стеклом. Переносим рисунок на поверхность. Подробнее о том, как именно это сделать читайте ниже.

Совет: Чтобы стекло не сместилось во время нанесения эскиза рекомендуется закрепить его скотчем.

Шаг 3

Приступаем к покраске

Прежде всего следует нарисовать контур по уже готовому эскизу. Для этого мы обязательно надеваем медицинские перчатки чтобы не испачкаться и не испортить рисунок. Наносим краску со средней скоростью. Ошибочное нанесение контура можно легко исправить после того как он слегка подсохнет. Для этого используем ватные палочки, смоченные в спиртовом растворе.

Итак, контур готов. Самое время наносить краску. Важно помнить, что в зависимости от вида, витражные краски ложатся на поверхность по-разному, а значит и техника окрашивания должна отличаться друг от друга. Так, например, более густые акриловые краски следует наносить тонкой кисточкой, а сольвентные, при попадании на стекло, напротив, сами заполняют окружающую поверхность.

Шаг 4

Сушка и обжиг

После покраски витраж необходимо просушить. Напомним, что продолжительность сушки также зависит от типа краски. Чтобы ускорить этот процесс и избежать нежелательных подтеков, стеклянную поверхность лучше не перемещать до полного высыхания краски.

Отметим, что краски по способу обработки также делятся на 2 вида:

  1. Обжигаемые. Такие краски должны проходить термообработку. Для этого подойдет обычная духовка, разогретая до 150 градусов. При такой температуре витраж должен обжигаться примерно час. Витражный рисунок после такой термообработки можно мыть любыми средствами, он останется таким же ярким.
  2. Необжигаемые. Эти краски сушатся при комнатной температуре и для их закрепления достаточно использовать прозрачный лак.

Заключение

Информация в данной статье окажется полезной всем творческим людям, которые хотят прикоснуться к искусству витража и самим создать красивый узорчатый рисунок. Создание витражей позволит Вам проявить всю свою фантазию, украсить свой дом или сделать уникальный подарок друзьям и близким. Попробуйте создать свой первый витраж и с каждой новой работой вы будете совершенствовать свое мастерство и возможно со временем станете настоящим профессионалом.

материалы по теме

Декоративные краски в тренде. Как жители Индии становятся хозяйственными

Промышленность декоративных красок развивается, тем самым создавая радужную картину, поскольку индийцы становятся более хозяйственными и бережливыми, запуская процессы перекрашивания домов, говорит Раджив Рэджгопэл – директор India and South Asia Cluster, Decorative Paints, AkzoNobel.

Краски для декоративных работ

Лакокрасочные материалы зачастую выполняют декоративную функцию в большинстве жилых помещений. Они используются дизайнерами для создания уникальных интерьеров. Но с другой стороны каждый товар, принадлежащий к этой группе, создаётся при помощи применения специальных химических веществ и составов, определённым образом сделанных в лабораторных условиях. Современное оборудование, установленное на заводах и предприятиях, позволяет:

Краски для витража

Творческим личностям всегда свойственны поиски для себя чего-либо нового, неизведанного, еще неизученного ими. Им присуще находиться в постоянных поисках себя и нового увлекательного хобби. Так что роспись витражами по стеклу – как раз то, что нужно любителям изобразительного искусства.

Витражная роспись

Витражная роспись – это самостоятельная техника декорирования стеклянных поверхностей, применяемая также и для прорисовки некоторых элементов рисунка при изготовлении витражей или создания оригинальных стеклянных картин. Все материалы для витражей и витражные краски, закупаемые нашей студией для работы, имеют сертификаты качества и разрешены для использования в жилых помещениях. Мы выполним создание витражной росписи любого предмета или конструкции, согласуя с заказчиком каждый этап деятельности.

История витражной росписи

Стекло было известно еще древним финикийцам и египтянам: из него выдувались различные изделия, прозрачные или цветные, например, женские украшения, посуда и статуэтки. Позднее римляне научились производить плоское стекло, которые монтировались в оконные проемы общественных зданий. После падения империи эта технология была утрачена. По этой причине в период раннего средневековья плоское стекло изготавливали только в виде небольших тяжелых пластинок. Это было время, когда в архитектуре господствовал романский стиль: массивные здания-крепости с маленькими окнами и закрытыми внутренними дворами. Мебель в этих жилищах была примитивна, но основательна, а окна закрывались деревянными ставнями или занавешивались коврами.

В монастырских трудах XI века по стекольному делу сообщается, что впервые расписывать окна начали в религиозных сооружениях Франции. В других же монастырских хрониках того времени говорится об окнах в немецком соборе, расписанными прирейнскими живописцами по повелению архиепископа. Окрашивали кусочки стекла в соответствии с заранее изготовленным эскизом рисунка. В распоряжении художников по стеклу того времени имелись только желтая, красная и синяя краски. Там, где требовался белый цвет, стекло просто не окрашивали. Изображения животных, птиц, контуры фигур и тонкие линии на рисунках воспроизводили с помощью коричнево-черного шварцлота (стекольно-свинцовый порошок). Его смешивали с маслом, медом или смолой и наносили на стекло перед помещением подготовленного витража в печь для обжига. Там, под воздействием высоких температур, шварцлот и краски вплавлялись в поверхность стекла, становясь с ним единым целым. Такие картины не боялись воздействия солнца, дождя, снега или мороза, оставаясь прекрасными на памяти многих поколений, что само по себе было чудом в глазах простых обывателей.

В середине XI века – уже в эпоху высокого средневековья – была заново открыта технология производства листового стекла, а в XII веке были созданы новые цвета красок для росписи витражей. И в этом же веке в архитектуре произошла смена стилей. Для готических зданий были типичны высокие окна, в которые и стали вставлять листы стекла. Они не имели свинцовых стяжек, что позволяло расписывать их как сюжетные картины с фигурами людей на первом плане, а не только орнаментами. В эпоху готики на территории Западной Европы витражная живопись достигла своего наивысшего расцвета, в чем можно убедиться при посещении соборов, построенных в это время.

Эпоха Возрождения «подарила» витражную роспись мирским зданиям: ею стали украшать ратуши, цеховые управы, дворцы знати и даже жилища богатых горожан. Упадок этого вида искусства связан с реформационным движением, идеологи которого призывали к аскетизму в церковных обрядах, архитектуре и жизни мирян. Во время Реформации многие католические храмы были разрушены, а само церковное зодчество пришло в упадок. Витражная роспись оказалась востребованной только в самом начале XIX в связи с развитием стекольной промышленности, которая стала выпускать ровные листы качественного стекла. У художников появилась возможность создавать большие стеклянные картины, которые не только вставлялись в окна: ими украшались стены, двери или потолки.

Наибольшее признание витражная роспись получила при декорировании интерьеров различных помещений в стиле модерн с началом XX века. Несмотря на войны и прочие катаклизмы минувшего столетья, секреты изготовления витражной росписи не были утеряны. В связи развитием новых технологий древнее искусство получило дополнительные возможности по созданию прекрасных стеклянных полотен. Подробнее про историю витражной росписи .

Витражная роспись: технология

Технология изготовления витражной росписи позволяет украшать ею различные предметы интерьера: перегородки, ниши, окна или двери. Роспись витражными красками выполняется на любой стеклянной поверхности: гладкой или рифленой, плоской или выпуклой. Витражная роспись всегда осуществляется вручную, поэтому она априори эксклюзивная.

Витражная роспись фужеров «Розы» красками Glas Art от Marabu

Технология декорирования стеклянных поверхностей в технике витражной росписи характеризуется отсутствием каких-либо объемных контуров, имитирующих свинцовые/латунные ленты витражей. Эскиз будущего изображения наносится на специальным образом подготовленное стекло и расписывается витражными красками. Витражи, созданные по этой технологии, часто называют стеклянными картинами или картинами на стекле.

Работа осуществляется поэтапно и начинается с прорисовки на бумаге эскиза в натуральную величину. Если результат удовлетворяет клиента, то начинается непосредственное изготовление витража. Основу картины – стеклянную поверхность – тщательно очищают от загрязнений: пыли или механических частиц. Затем стекло обезжиривается спиртом или спиртосодержащей жидкостью для улучшения адгезии («прилипания») витражных красок.

Следующий этап работы начинается с переноса контуров эскиза на лицевую поверхность основы при помощи специального маркера для стекла. Если основа непрозрачна (зеркало), то художник рисует изображение непосредственно на ней. После этого рисунок вручную закрашивается витражными красками, которые наносятся равномерно, без «грубых» мазков. Завершается изготовление картины на стекле этапом фиксации красок. Происходит это двумя способами: путем естественного их высыхания или при обжиге изделия в печи. Дополнительно на рисунок, в целях защиты от механических повреждений, может наноситься лак или наклеиваться пленка. Выбор метода фиксации зависит только от типа витражных красок.

Виды красок для витражной росписи

В нашей студии используются профессиональные акриловые и силикатные краски для витражной росписи. Их основы могут содержать спирт или стеклянную крошку. Именно состав основы влияет на выбор метода фиксации витражной росписи.

  • Непрозрачные краски, растворимые в воде.
  • Краски имеют яркие и чистые цвета, но темнеют на несколько тонов при полном высыхании.
  • После высыхания краски не обесцвечиваются от воздействия прямых солнечных лучей и высоких температур.
  • Для стойкой фиксации не требуется обжиг в печи.
  • Краски хорошо смешиваются друг с другом, что особенно ценно для получения новых цветов и оттенков.
  • Силикатные краски при обжиге надежно «сплавляются» со стеклом.
  • После температурной обработки такие краски становятся прозрачными.
  • Витражная роспись, выполненная силикатными красками, после обжига приобретает прочность и невосприимчивость к внешним воздействиям.
  • Равномерно распределяются на стеклянной обезжиренной поверхности, образуя гладкий блестящий слой, не растрескивающийся при высыхании.
  • Роспись становится устойчивой к внешним воздействиям только обжига в печи.

витражная роспись для новичка второго уровня

Для каждой витражной росписи осуществляется тщательный подбор красок, которые должны полностью соответствовать техники исполнения изделия. Подробная информация про роспись стекла витражными красками .

Воспользуйтесь меню, чтобы узнать о вариантах применения расписных витражей в помещениях и для декора мебели, а также стилистическом многообразии данной техники:

Оцените статью
Как сделать подарки и поделки своими руками